top of page
Фото автораГикиМгика

Интервью с альпинистом Максимом Семашковым

«После соло похода становишься сильно взрослее: это почти как войну пройти, ты принял бой со смертью и ты выжил»:

альпинист Максим Семашков о диалоге с горами, духовном пути и экстремальных ситуациях

Взяли интервью у нашего хорошего друга Максима о его походах в горы Кавказа.

Почему ты стал ездить в горы?

Из-за разрыва с девушкой мне нужно было себя куда-то деть. Я давно интересовался восхождениями. Истории альпинистов всегда меня вдохновляли.

Только осенью ездишь?

Нет, но осенью больше всего понравилось. Я был летом, два раза зимой и один - осенью.

Для меня горы - не просто прикольное место. Это вроде реальный мир, но ничего общего у них с реальным миром нет. Там совсем другие мысли и ощущения, а еще горы мне снятся по ночам.

Я слышала, что в горы можно влюбиться на всю жизнь, побывав хотя бы раз. Они действительно притягивают?

Да, так и есть. У тебя когда-нибудь было такое сюрреалистичное чувство, когда едешь вечером по окраине и смотришь на лес вдалеке, мысленно представляешь себя там и думаешь о том, что за этим лесом другой неизведанный человечеством мир? Он сильно далёк от цивилизации: такой настоящий, таинственный, иногда даже устрашающий.

Так вот, в горах это ощущение намного сильнее: оно затуманивает рассудок. Особенно в одиночку, когда я иду на восхождение, я переступаю границу реальности, нахожусь в месте, словно, из снов.

После пути, я всегда нахожусь в полубреду. Знаешь, будто меня окружают островершинные боги. И вот я любуюсь видом с вершины на закате или рассвете и в этот момент думаю о том, что каждая секунда, которую я жил, каждое мгновение было ради того, чтобы оказаться здесь.

Весь этот риск - это точно стоило того: переполняют такие чувства, которых я никогда не переживал, словно на мгновение тайна вселенной приоткрылась тебе. Как бы тяжело и опасно это не было, а чем это было тяжелее и опаснее, тем больше тоска. Я часто пытаюсь ухватиться, вспомнить детали этого момента из полубредового состояния. Именно поэтому я всегда возвращаюсь.

«Я осознаю риск и признаю факт того, что могу умереть, но это стоит того.

Это сложно понять, пока не испытаешь, а испытав происходит переоценка ценностей»

Только осенью ездишь?

Нет, но осенью больше всего понравилось. Я был летом, два раза зимой и один - осенью.

Для меня горы - не просто прикольное место. Это вроде реальный мир, но ничего общего у них с реальным миром нет. Там совсем другие мысли и ощущения, а еще горы мне снятся по ночам.

По твоим рассказам кажется, будто это волшебный мир. Но ты же не можешь

быть в горах всегда. Существовать вне цивилизации – очень сложно.

Не думаю, что находиться там постоянно это хорошая идея. Любое восхождение - это колоссальный удар по психике и нервной системе. Поверь, такого ужаса и адреналина вряд ли где то еще испытаешь. В этом году я впервые отправился туда осенью, и это была лучшая поездка.

Почему именно осенью?

Осенью идеальный баланс, вершины имеют грозный снежный вид, внизу все желтое, что создает ощущение мертвого места, где живое начинает погибать. Удобно для восхождений: внизу тепло, наверху еще не мертвецкие холода.

Как ты готовишься к «мертвецким холодам»?

Зимой я выше 4200 метров не ходил. Там как с погодой повезет: в ясную погоду может быть -10. Если облако сядет, то за несколько минут может до -20,-25 упасть с ураганным ветром, который до костей пробирает. И в термобелье, с флисовой толстой кофтой, ветровкой и пуховкой будешь дрожать как в футболке в 10 градусов.

Зимой - это гиблое место, трещины снегом присыпаны. В зависимости от того какая погода, будет решаться вопрос твоего существования.

Летом это там хорошо. По-настоящему, жизнерадостные виды открываются на каждом шагу. Осенью пятьдесят на пятьдесят. Осень дает возможность попасть в места недоступные зимой и при этом это хардкорнее чем летом.

Но все летом ходят, потому что в это время там находиться проще всего. Я хожу не для галочки, это скорее духовный путь.

Ходить я люблю один.

«Я хожу не для галочки, это скорее духовный путь»

Почему?

Остаюсь наедине с собой, с мыслями, страхами, ответственностью. Чем выше, тем меньше причин поворачивать назад. Я всегда иду до конца, если иду один.

Я перестаю просто адекватно оценивать ситуацию, и это дает возможности зайти достаточно далеко, за пределы возможностей.

После соло похода становишься сильно взрослее: это почти как войну пройти, ты принял бой со смертью и ты выжил. Удачное восхождение дает уверенность в жизни. Я знаю, что я справлюсь с чем угодно.

Ты без страховки поднимаешься?

Да, без страховки.

Были экстремальные ситуации, когда твоя жизнь была на волоске от смерти?

Да, у меня даже видео есть. Оно не кажется страшным, но в тот момент я уже принял факт своей ближайшей смерти.

В горах постоянно приходится думать о том, что в любую секунду ты можешь умереть.

Ты вообще в адекватном состоянии там?

На том видео я был в безумно экстремальной ситуации. У меня соскользнула нога, а рукой нужно было дотянуться до очень сомнительного камня, иначе я бы упал. Я сделал рывок «веры» и если бы и тот камень оказался не устойчивым, то я бы просто сорвался.

Камера не передает всей обстановки, кажется, будто я стаю довольно на пологой горке. Через несколько секунд после этого видео я делаю шаг, ставлю ногу и цепляюсь рукой за камень. Из под ноги посыпался щебень, а камень за который ухватился - медленно стал ползти наружу. Вторая рука и нога хоть и стояли устойчиво, но зацеп был небольшой и удержать вес тела не смог бы.

В этом момент сердце, наверное, билось 200 ударов в минуту, в голове пролетела мысль: «Действительно ли это стоило того? Зачем я вообще решил идти дальше?»

Фото: Максим Семашков

Ты говорил, что лазал по горам под травкой. Это шутка?

Нет, ты что, я думаю максимум меня бы хватитило на второй этаж по лестнице залезть. Это было через день после восхождения. Просто хотел погрузиться и выйти на диалог с горами. Когда ты поднимаешься, горы живые, начинаешь с ними мысленно говорить и хоть они тебе не отвечают, ты все равно понимаешь их настрой, звучит глупо, но там всё кажется иначе.

Расскажи про диалог с горами.

Чем выше ты поднимаешься, тем меньше ты начинаешь контролировать ситуацию. Гора будто пытается тебя подловить со смертельным исходом. Становится жутко, начинаешь быть осторожным там, где этого даже не требует ситуация, начинается паранойя, что гора сможет из любой мелочи создать смертельный случай.

Когда ты пересекаешь определенную отметку высоты, ты словно залезаешь в клетку к тигру, а внизу ты просто посетитель зоопарка. Хотя я замечал, что внизу людям все равно жутко, они включают веселую музыку и пытаются отвлечься.

Что изменилось в твоем сознании и повседневной жизни, после поездок?

Я стал философски относиться к Фото: Максим Семашков

жизни, перестал завидовать людям: материальные ценности потеряли свой вес в большей степени и в целом преодолевать трудности намного проще. Проблемы уже не кажутся такими не решаемыми и страшными.

А люди здесь внизу, после гор, кажутся невероятно инфантильными и странными. Заходишь в Инстаграм, а там девочки жалуются на депрессию и все такое.

А ты только что вернулся из «загробного мира».

Через неделю уже вливаешься в обычный темп, мыслишь как все. Из повседневного: после гор очень легко ходить. Для меня пройти три - четыре километра по городу - как до кухни дойти. На Кавказе поход до кафе это целое испытание. Кстати, мой рекорд за день был около 32-х километров по горам.

Салькова Юлия

10 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page