«Брат», по-прежнему остаётся одной из главных картин постсоветского пространства России. Дилогия о Даниле Багрове – шокирующая и возмутительная, настоящая и живая картина, культовый диптих Алексея Балабанова. Зрители массово восприняли фильм близко к сердцу, как «своё кино», все полюбили Данилу – героя киноленты и возвели его в культ. Первая часть брата, рaccказывaет о человеке, который вернулся с войны и обнаружил, что тут идёт другая война. Для него жизнь и ей сопутствующие понятия искажены, нет ни чёткого врага, ни друзей, всё завязано на деньгах и выживании. Данила же, с его обостренным чувством справедливости, прямолинейностью и отчасти наивностью, не вписывается в новые реалии. Вторая часть, вышедшая в 2000 году, показывает продолжение истории человека- «русского солдата», разбавляя тему нравственного и социального упадка в 90-х годах в России, различием и сходством культур, да и в целом общей исторической, культурной и социальной обстановкой, складывавшейся в начале нового тысячелетия.
Здесь речь пойдет про «Брат 2».
Кинолента начинается с того, что мы видим процесс съемок одного из типичных представителей «лихих 90х», мужчину-«бугая», который явно не разбирается в стихотворении которое читает (Лермонтов «Нет, я не Байрон, я другой», выбрано оно тоже неслучайно), за ним стоит громадная черная машина, которая добавляет «веса» данному персонажу и все действия происходят на фоне играющей мелодии Чайковского «Лебединое озеро». Казалось бы, что за абсурд? Я считаю, что это некая метафора, отсылка к роману Виктора Пелевина «Generation П», где главный герой занимался тем, что писал сценарии для рекламных роликов таким же представителям лихих 90-х.
Персонажи Пелевина и Балабанова чем-то схожи, оба они представители «потерянного поколения». Что Алексей Балабанов, что Виктор Пелевин, в своих творениях показывают аллегорию на современный постсоветский мир, при этом объясняя зрителям и читателям современные реалии, и пока люди будут задаваться вопросами к этим произведениям, «Брат» и «Generation П» останутся актуальными.
Следующее, на чём стоит заострить внимание - детали фильма, это диалоги, мизансцены и саундтреки. Добрая половина фильма построена на контрастах, в разговоре Ирины Салтыковой и Багрова, в тех сценах, где Данила и Виктор собираются в Америку, даже локации строятся на полярностях. Но вернёмся к диалогам. Салтыкова – это воплощение человека нового, европейского «пустого» влияния, а Данила же символизирует человека застрявшего на границе двух миров, будущего и прошлого. Далее диалог Данилы с таксистом, человеком советской закалки, разочаровавшегося в творящиеся реальности. Балабанов показывает столкновение двух культурных слоёв, два разных мира, которым суждено ещё несколько десятилетий сосуществовать в одном постсоветском пространстве.
Саундтреки- как элемент повествования. Песню «Гни свою линию» группы Сплин, можно считать отправной точкой в возвращении героя к истокам. Что же она символизирует? Багров, в первой части остался непонятым и непринятым современным миром, в поисках себя и места в жизни, вынужден был переехать в новый город, чтобы «поступить в мединститут» и начать новую жизнь. Но его идеология берет вверх над ним, и сцена, где он находит убитым своего товарища, возвращает его вновь на «линию» огня. Тем самым, герой вновь зарождается идеей социальной справедливости. На своём пути он спасает проститутку, мстит за друга, вновь влезает в денежные дела, убивает множество людей. Делает всё это он, по его мнению из благих намерений.
А в чём же всё-таки сила? Такой ошеломляющий успех картины? Конечно же, в правде!
А правда такова, что этот боевик с патриотическим уклоном был первым громким и действительно успешным боевиком, сделанным в России. Фильм о трагедии людей и эпохи и именно поэтому он так западает в душу постсоветском зрителя. Более того, фильм пророческий, всё что в нём режиссёр заявляет или выявляет сбывается. С «бандеровской» Украиной отношения ухудшились, процветет неприятие западного мира, в частности антиамериканизм. И Балабанов , словами Даши, говорит об этом прямым текстом. «Вы гангстеры? Нет, мы – русские».
Главное, что люди должны вынести из фильма «Брат 2», так это увидеть отражение общества, а не инструкцию к действию.
Commenti