top of page
Кирилл Никифоров

А дальше - тишина...

Спектакль «А дальше ­– тишина…» был поставлен в 1978 году в театре имени «Моссовета». Режиссёр – Анатолий Эфрос. За основу постановки взят сценарий фильма «Уступите место завтрашнему дню» американки Виньи Дельмар. Спектакль собирал полные залы зрителей. Я, за неимением возможности отправиться в прошлое, смотрел телеверсию спектакля и остался под большим впечатлением после просмотра. Сюжет, а в особенности игра актёров тронули меня до глубины души. После просмотра невольно задумываешься: а правильно ли я отношусь к тем, кто дал мне жизнь, и что бы я сделал на месте героев спектакля? Наверное, эта история о семье Куперов и написана для того, чтобы зритель задался такими вопросами и, в каком-то смысле, посмотрел на себя со стороны.

Конфликт произведения четко обозначен в самом его начале: дети Люси и Барклея Куперов не хотят принимать их обоих к себе, когда родительский дом приходится заложить. Ссылаются они, в основном, на то, что у них совсем не хватит денег даже на то, чтобы снять старикам небольшую квартирку на окраине города. Дети делят своих родителей между собой, пытаясь спихнуть ответственность друг на друга. Единственное, что их удерживает от того, чтобы просто оставить их в беде – общественное мнение: «Не можем же мы их выбросить на улицу. Что о нас подумают?», ­– вопрошает Джорджи Купер. Эта реплика и общее с ней согласие лишь подчеркивает отношение детей к своим родителям как к вещи или балласту, от которого хорошо бы избавиться, да нельзя – ведь общество осудит. Детям всё равно на то, что родители хотят быть вместе, и они разделяют их на месяц. Барклей едет жить к Коре, а Люси – к Джорджи. Затем, спустя месяц, Нелли должна уговорить своего мужа Гарвия на то, чтобы оба жили у неё.

Что Люси, что Барклей не находят себе места в своём временном прибежище, скучают друг по другу. Люси вечно мешает своей внучке Роде, которая из-за своей бабушки не может приводить своих друзей к себе – они живут в одной комнате. Старушке не дают заняться хозяйством, а все её попытки помочь оборачиваются неудачами. Барклей проводит много времени у продавца газет Левицки и общается с ним. Левицки искренне сочувствует ему, и именно он, а не Кора, сообщает Люси о несчастье, когда Барклей заболевает. Кора же боится, что Люси приедет к своему мужу и останется жить у неё.

Показательно так же то, что никто, кроме Люси, не помнит о дне рождения Джорджи, даже его жена Анита. Но сын никогда не находит своего времени на маму, даже в день своего рождения. За то время находится на мистера Хенинга, главу компании, который говорит о том, что Джорджи пренебрежительно относится к своей матери. Именно в диалоге с Хенингом из уст Джорджи снова звучат важные, показательные слова: «Когда у родителей много денег, дети относятся к ним лучше».

К кульминации нас подводит осознание того, что Люси и Барк больше не воссоединятся. Нелли отказалась их принимать, Барклей переезжает в Калифорнию к Аде, которая «может взять только одного», а Джорджи отправляет свою мать в дом престарелых женщин. Старики, прожившие пятьдесят счастливых лет вместе, расстаются навсегда.

Выходит так, что дети даже на словах не любят своих родителей, что говорить об их чудовищном поступке, который разделил их. Из уст Нелли ещё вначале звучит фраза о том, что любовь к родителям – атавизм, не нужный и бесполезный. За что родителей любить, если дети не просили их давать им жизнь? Но разве такие, с позволения сказать, люди, могли вырасти у хороших родителей? Разве может лишь общество настолько сильно изуродовать личность, уничтожить в ней всё человеческое? Эти вопросы остаются без ответа: мы ничего не знаем о том, как Люси и Барк воспитывали своих детей. Режиссер делает акцент на совершенно другом.

Весь спектакль держится на игре двух выдающихся актеров – Фаины Раневской в роли Люси и Ростислава Плятта в роли Барклея. Не зря Эфрос решился на постановку трагедии только после согласия этих артистов. Остальные актёры отлично играют свои роли, хоть и остаются в тени главного дуэта. Отдельно хочется отметить игру Ирины Картышевой, которая исполнила противоречивую роль Аниты, жены Джорджи.

Декорации в виде старинной мебели хорошо передают дух времени, а освещение подчеркивает главную мысль спектакля. Оно выделяет Люси и Барка во время их последнего танца и во время прощания. В остальных моментах оно не меняется, оставаясь тепло-желтым, приятным для глаза.

Сам сюжет, как и освещение, сконцентрирован на Люси и Барклее, на проблеме их разлуки. Другие персонажи раскрыты не так полно и хорошо, а потому причина такого безразличия к родителям не совсем ясна. Всё внимание обращено на влюбленную пару, на неизбежном расставании и на той невыносимой боли, которое оно несёт с собой. В сцене их последней встречи чётко видна мысль ­– главное в их жизни не дети, а то, что они есть, были друг у друга.

7 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page